Погружение в маркетинг — интернет-маркетинг, какой он?
Неужели он доступен только тем, кото изучал маркетинг годами в лучших университетах мира и его понять и обуздать не под силу “простым смертным”?
А давайте попробуем сыграть в игру и расскажем вам об интернет-маркетинге, так, как мы бы рассказали о нем подростку?
Давай начнем интересный учебный рассказ, чтобы разобраться в том, что такое интернет-маркетинг и почему он так важен.
Представьте, что у вас есть маленькое семейное дело. Вам хочется, чтобы люди узнали о ваших товарах и приходили к вам за покупками. Вот здесь-то на помощь приходит интернет-маркетинг! Это как волшебный эскалатор, который поможет вашему бизнесу подняться выше среди других, чтобы люди заметили его, обратили внимание на товары и в целом, чтобы он стал популярным.
Самое крутое в интернет-маркетинге — это то, что он не такой дорогой, как традиционная реклама по телевизору или радио.
Не менее крутое то, что Интернет доступен всегда: днем, ночью в выходные или на праздники, и люди всегда могут узнать о ваших товарах или услугах, заказать их. Более того, Интернет доступен по всему миру, а это значит, что о вашем бизнесе могут узнать люди с любого уголка планеты.
Вы можете выбирать, кому хочется рассказать о бизнесе: например, детям или взрослым. И самое интересное, что вы можете узнать, сколько людей посмотрели на вашу рекламу и даже сколько из них пришли и купили что-то. Это как считалочка в реальном времени!
Знаете, что еще здорово в интернет-маркетинге? Маленький бизнес может соревноваться с большим благодаря ему. Он помогает маленьким компаниям стать большими, любой микроскопический семейный бизнес или банальное увлечение может превратиться в огромный, масштабный бизнес с инвестициями, филиалами по всему миру!
Так что основные плюсы интернет-маркетинга в сравнении с обычной рекламой — это экономия денег и возможность показать себя везде, даже в другой стране.
Чтобы представить, как это работает, давайте представим, что у вас есть цель — познакомить несколько тысячь человек с вашими товарами или услугами. Благодаря интернет-маркетингу, вы можете сделать это относительно дешево, а также вы сможете отследить, как люди реагируют на вашу рекламу.
Но с чего начать?
С разработки маркетинговой стратегии!
Такие стратегии используют все, кто ведет какой-то бизнес, не зависимо от того, знают ли они о наличии маркетинговых стратегий, знакомы с ними или нет. Любой начинающий бизнесмен перед тем, чтобы запустить свое дело, занимается планированием: он размышляет над тем, что купить по дешевле, продать по дороже, где, что, куда, откуда, как разрекламировать, как продавать больше и т.д.
Собственно это и подразумевает маркетинговое планирование, которе начинается с подготовки стратегии. Если бы больше наших соотечественников старалось узнать о маркетинге, разобраться в нем, правильно организовывать, уметь ставить цели и заниматься планированием на годы вперед, вероятно, наша страна была бы более успешной в целой.
Существует такое понятие, как Маркетинговый Микс. Он включает в себя набор из нескольких правил:
Это как набор важных шагов, которые стоит осуществить, чтобы все узнали о вашем бизнесе. В этот набор входят 4 важные вещи:
Цена: Это сколько стоят товары или услуги. Должно быть не слишком дорого и не слишком дешево.
Продукт: Это то, что хотим продать. Это может быть что угодно — товары, услуги, рекламные места, воздух в банке с горы Эверест и т.п.
Продвижение: Это то, как стоит рассказывать людям об этих товарах или услугах. Тут приходят на помощь различные сервисы, сети, реклама и разные способы привлечения внимания.
Место: Это где можно купить товары или заказать услуги. Это может быть в личном интернет-магазине, на маркетплейсе, таком как Розетка, Пром юа, Амазон, на досках объявлений, таких как ОЛХ, в социальной сети — Инстаграм, Фейсбук, Ютуб, Телеграм, ТикТок или на многих из них или на всех вместе.
Мы уяснили, что четыре первых шага — это определение с ценой, продуктом, продвижением и местом.
А какие цели, как их ставить?
Чтобы все получилось, нужно знать, к чему ты идешь! Маркетинг передался к нам с капиталистических стран, где он зародился и развивался столетиями. На Западе отдается предпочтение системе образования умных целей – SMART: Specific (конкретное) Measurable (измеряемое) Attainable (достижимое) Realistic (реалистичное) Time based (ограниченной во времени).
Конкретное: Чтобы знать точно, что ты хочешь достичь.
Измеримое: Чтобы можно было посчитать, насколько ты близок к цели.
Достижимое: Чтобы цель была реальной.
Реалистичное: Чтобы не было слишком сложно.
Ограниченное во времени: Чтобы знать, когда ты хочешь и сможешь достичь своей цели.
Как это связано с нашим бизнесом?
Мы можем придумать свой план интернет-маркетинга, составить его и по ходу воплощения, корректировать его. Если в двух словах: мы можем создать интернет-магазин в своем аккаунте в Инстаграм, для начала рассказать о нем своим друзьям, попросить о помощи в раскрутке и продвижении: оставить лайки, сделать репосты, оставить комментарии, поделиться идеями, попросить рассказать о нем их друзьям, родственникам. Если отклики положительные, критика конструктивная, идеи применимы для воплощения – стоит продолжать. Такой микро-бизнес вполне осущесвим на ранней стадии. Например, человек не имеет запаса финансов, опыта в комерции и только думает о том, чтобы начать свое дело. Он не уверен пойдет – не пойдет его задумка, он не готов рисковать и не знает, как правильно это делать. Благодаря такому простому подходу он сможет получить ответ, не потратив много сил и времени, но получив опыт. Благодаря полученному опыту он сможет внести корректировки на начальной стадии (что-то изменить, что-то добавить, что-то убавить) и продолжить развивать свое дело.
Давайте попробуем составить маркетинговый план, например, для семейного бизнеса ручных изделий:
Цель: Увеличить продажи ручных поделок на 100% за следующий квартал (за три месяца сделать так, чтобы товара продавалось в два раза больше, чем сейчас).
Продукт:
- Разнообразные уникальные ручные поделки: вязаные шарфы, шапки, украшения, вязанные, тряпляные игрушки/брелки/аксессуары и т.п.
- Специальные коллекции к праздникам и сезонам (например, вязанные подушки на День Влюбленных, вязанные подушки/шапки с именами.
Цена:
- Установка конкурентоспособных цен на рынке ручных изделий.
- Создание акций и скидок для постоянных клиентов.
- Подготовка бесплатной продукции для рекламы.
- Подсчет и определение части с заработаных средств/продукции для участия в благотворительных акциях (определяем, какую часть заработанных средст мы можем пожертвовать).
Продвижение:
- Создание веб-сайта с фотографиями продукции и историями о создании товаров.
- Запуск профилей в популярных социальных сетях (Instagram, Facebook, Youtube, TikTok и т.д.), где будут публиковаться сами товары с описанием, а также фотографии, видео и рассказы о процессе создания, о материалах, которые используются, отчет о проведении благотворительных акций или переводе средств на благотворительность, а также ссылки, ведущие на наш сайт, где можно купить/заказать товары, также на сайте публикуется интересный материал.
- Организация онлайн-конкурсов и розыгрышей для привлечения внимания к продукции.
- Сотрудничество с блогерами и инфлюенсерами в сфере рукоделия для обзоров продукции (для рекламы отправляем изделия блогерам бесплатно).
- Публикация частных объявлений на интернет-сайтах с объявлениями с предложением покупки товаров.
- Пробуем конкурентный выход на международные площадки.
- Привлечение переводчика с целью размещения и распространения продукции в других странах.
- Принимаем участие в благотворительных акциях.
Место:
Построение воронки продаж (основной точкой продажи делаем — веб-сайт, именно на него будут ссылки со всех площадок).
- Продажа продукции через собственный интернет-магазин на веб-сайте, добавление других языков.
- Продажа через социальные сети доступна, но стараемся подталкивать делать покупки/заказывать на веб-сайте.
- Размещение описаний, фото, видео товаров на международных платформах ручной работы, таких как Etsy, eBay, Amazon а также добавляем ссылки на наш сайт.
- Продажа через ОЛХ, в описании под товарами указываем наш сайт.
- Участие/организация в ярмарках ручной работы и выставках по местности (в своем городе и/или соседних), не забываем всех приглашать посетить наш сайт или подписаться на аккаунты в соцсетях.
План действий:
- Создание веб-сайта, профиля в соцсетях, регистрация на других интернет-площадках:
- Создать веб-сайт, наполнить контентом и товарами.
- Создать страницы в Instagram, Facebook, Youtube, TikTok и т.п.
- Зарегистрироваться на досках объявлений, а также на Etsy, eBay, Amazon.
- Нанять переводчика, для составления и перевода контента на сайте, в соцсетях, текст для объявлений, а также для общения с потенциальными иностранными покупателями.
- Продвижение в Соцсетях:
- Регулярно публиковать фото, видео и рассказы о создании поделок, публиковать товары, публиковать ссылки на сайт в Instagram, Facebook, Youtube, TikTok и т.п.
- Подготовить и запускать конкурсы в Instagram, Youtube, TikTok и т.п., с призами в виде поделок для привлечения новых подписчиков.
- Сотрудничество с популярными блогерами в рукоделии для обзоров и рекомендаций.
- Акции и Скидки:
- Создать программу лояльности для постоянных клиентов с бонусами и скидками.
- Провести акцию “Скидка на второй товар” для стимулирования покупок.
- Запустить благотворительную акцию, например, часть средств идет на нужды определенных людей (подкрепить фактами передачи благотворительной помощи).
- Ярмарки и Выставки:
- Зарегистрироваться на ближайшие ярмарки / выставки ручной работы, попробовать организовать самостоятельно, скооперировавшись с местными коллегами/конкурентами, чтобы показать продукцию местной аудитории, а также получить дополнительные навыки, советы, мнения, конструктивную критику и т.п., а также запечатлеть все моменты и получить уникальный контент для соцсетей и веб-сайта.
- Контроль и Оценка:
- Отслеживать количество посетителей на веб-сайте и социальных сетях (анализировать, какой контент/страницы наиболее популярны).
- Анализировать данные о продажах и понимать, какие товары пользуются большим спросом.
Это всего лишь пример маркетингового плана, который может помочь малому бизнесу многократно увеличить продажи, стать популярным, востребованным и конкурентоспособным. Но есть еще много аспектов, с которыми вам предстоит ознакомиться.
Так или иначе, стоит отметить некоторые особенности, на которые многие обращают мало внимания. Например, благодаря обратной связи с покупателями, коллегами, конкурентами в Интернете и офлайн (на акциях, выставках и т.д.), можно получить много полезного. Это поможет посмотреть на свой бизнес с другой стороны, выявить недостатки и превратить их в преимущества. Также это даст возможность завести новые знакомства, связи и, возможно, объединить свои усилия с другими.
Заметьте, что данный план вполне осуществим собственными силами и ограниченными средствами. Мы пока не рассматривали покупку рекламы, которая может потребовать финансовых вложений, но способствует ускорению роста. Самыми затратными моментами будут услуги переводчика и выделение продукции для бесплатной рекламы. Однако услуги переводчика можно отложить – для начала достаточно собственных минимальных знаний и Гугл-переводчика.
Если вы уже изучали курсы веб-дизайна и веб-разработки, то создание сайта, контента для него, а также контента для социальных сетей не должно вызвать у вас трудностей. И помните, что никакие огромные финансовые вложения или невероятные усилия не понадобятся.
В будущих уроках мы будем более глубоко изучать аспекты интернет-маркетинга, которые необходимы узконаправленным специалистам, таким как таргетологи и SMM-специалисты.